филиалы сети частных детских садов МАМАнтенок
г. Москва, мкрн. Лианозово
г. Мытищи
г. Сочи
Мамантенок Черкизово
Сценарии детских утренников и все для праздников

Сценарии детских утренников и все для праздников

Подробнее
Сценарии детских утренников и все для праздников

Интересные и полезные статьи

Подробнее

Занятия по развитию речи в детском саду. Для чего?

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект.

Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в этом усвоении является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей детей. В связи с этим повышается удельный вес работы над словом как основной единицы языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста. Так, словарная работа включает систематическое ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, развитие точности при употреблении синонимов и антонимов. Такой подход обеспечивает раскрытие перед детьми достаточно сложных явлений языковой действительности: семантических связей и отношений в области лексики. Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

В средней группе особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. На занятиях, во время игровой деятельности воспитатель показывает детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют свои названия.

Для этого он учит детей различать предметы по их существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением человека, животных, игрушек и т.д.

Для развития лексических представлений очень важно закрепление названий предметов, его качеств и действий в играх, например: «Что за предмет?», «Расскажи, что умеет делать предмет?». От закрепления видимых и ярких признаков предмета (цвета, формы, величины) педагог переходит к перечислению свойств и качеств предмета, а также сравнению его с другими предметами.

Развивая лексический запас, воспитатель знакомит детей с анонимами и синонимами, формирует понимание и умение употреблять обобщающие понятия, развивает умение сравнивать предметы, соотносить целое и части. Развитие лексических представлений у детей направлено на подведение детей к пониманию значения слов, обогащение его смысловым содержанием. Продолжается работа по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств, действий (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима). Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, величине, подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток нужны для того, чтобы), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно цветы, грядки на огороде; гладить можно платье, брюки, одежду). Параллельно проводится работа по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения.

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий – горький, старый – новый.

Активизация предлогов «в», «на», «за», «под», «около», подводит детей к правильному употреблению падежных форм.

Огромную роль в лексической работе с детьми имеет правильное употребление глагольной лексики.

Большую работу воспитатель проводит с детьми по обучению словообразования: названия животных и их детёнышей, предметов посуды и т. д.

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать слова и словосочетания в играх («Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым .?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов»).

Дети четырех–пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.

Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить рассуждать, делать выводы.

Словарный запас растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связывать рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

При развитии лексических представлений от объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец они могут выполнить задание на составление рассказов с многочисленными словами, т.е. переносить усвоенные лексические навыки в связное высказывание.

Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток. нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

Развивая лексические понятия в речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала).

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет... шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда дети дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям (аналогично с играми, представленными выше). Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около). Детей учат соотносить названия животных и их детенышей (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Дети, упражняясь в образовании наименований предметов посуды, осознают, что не все слова образуются одинаковым способом (сахарница, салфетница, но — масленка и солонка).

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов («Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? ...шапку — ушанкой... цветок — подснежником?»).

Очень важно учитывать разный речевой уровень детей пришедших в детский сад из семьи, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребёнком, а также игровые формы обучения, как на занятиях, так и в свободное от них время.

На протяжении всей работы воспитатель детально прорабатывает каждую лексическую тему, пополняет словарный запас детей, а значит, формирует у них связную речь.

Новости

1 сентября 2016

Кто доброй сказкой входит в дом, кто с детства каждому знаком...

Подробнее
Спектакль «Сказки бабушки Арины» Спектакль «Сказки бабушки Арины»

Спектакль «Сказки бабушки Арины»

Подробнее
Рисование шерстью в частном детском саду Мамантенок Черкизово Шерсть

Рисование шерстью - увлекательный и необычный вид творчества!

Подробнее
Шоу мыльных пузырей в частном детском саду Мамантенок Черкизово Пузыри

Самый популярный детский праздник – это шоу мыльных пузырей.

Подробнее
Мыловарение Мыловарение

Мыло можно не только взять на прилавке, его можно легко сварить самостоятельно.

Подробнее